Для функционирования сайта мы собираем cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.

Налоговая амнистия. А был ли мальчик?

Последние две недели уходящего года все Российские СМИ обсуждали тему так называемой «налоговой амнистии», которую должны объявить в преддверии президентских выборов. Речь шла о списании десятков миллиардов рублей недоимки по налогам и платежам в пенсионный фонд и фонд социального страхования, а также установлении дополнительных налоговых льгот. Итак, 28 декабря 2017 года подписан Федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Мы решили провести анализ вносимых изменений и выяснить, какие налоговые послабления получат налогоплательщики вследствие принятия указанного закона.

Изменения, касающиеся налогообложения доходов от контролируемых иностранных организаций, рассматривать не будем, остановимся на моментах, связанных со списанием долгов и введением дополнительных льгот.

Статья 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» дополнена пунктом 72 следующего содержания:

  • доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 настоящего Кодекса, за исключением доходов:
    в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
  • в виде дивидендов и процентов;
  • в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса;
  • в натуральной форме, определяемых в соответствии со статьей 211 настоящего Кодекса, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
  • в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях».

Увидев исключения, хочется спросить, а что же осталось? О каких доходах идет речь? На наш взгляд, под указанную льготу может попасть доход от аренды имущества физического лица, переданного организации, поскольку сдача имущества в аренду не является оказанием услуг. Доходы от операций с ценными бумагами также могут попасть в льготную категорию. Все иные возможные отношения попадают в разряд исключений.

Внесены изменения в статью 391 НК РФ о порядке определения налоговой базы по земельному налогу. Вместо уменьшения налоговой базы на 10 000 рублей ежегодно для ряда налогоплательщиков (героев СССР, РФ, ветеранов ВОВ, инвалидов 1, 2 группы, ликвидаторов аварии на ЧАЭС) вводится уменьшение облагаемой налогом площади земельного участка на 600 квадратных метров. Кроме того, вводится новая категория льготников, а именно пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. Льгота предоставляется только в отношении одного земельного участка, по выбору налогоплательщика. Налогоплательщик, имеющий несколько земельных участков вправе до 1 ноября года, за который начисляется налог, вправе подать уведомление по установленной форме, в котором указывается земельный участок, в отношении которого должен быть предоставлен налоговый вычет. Указанная льгота применяется к земельному налогу и за 2017 год, который необходимо заплатить до 01 декабря 2018 года. Те, кто имеют несколько участков, должны в срок до 01 июля 2018 года определить в отношении какого участка будет применен вычет. Таким образом, уже с 2017 года пенсионеры не будут платить земельный налог за земельные участки площадью до 6 соток. Если земельный участок имеет большую площадь, то земельный налог за превышающую 6 соток площадь придется платить.

Статьей 11 закона № 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Решение о списании принимает налоговый орган по месту жительства плательщика. Данная норма не применяется к уже взысканным или оплаченным до 29 декабря 2017 года суммам недоимки, пеней и штрафов.

Что это означает? Согласно налоговому законодательству установлены сроки и определенный порядок для принудительного взыскания недоимки, также пени и штрафов. Сроки довольно сжатые: три месяца на выставление требования об уплате налога, шесть месяцев на обращение в суд. Таким образом, большая часть недоимки за периоды до 01 января 2017 года уже является нереальной ко взысканию, так как сроки её взыскания пропущены. По сути, норма статьи 11 облегчает процесс списания нереальной ко взысканию задолженности. Работникам налоговой инспекции не нужно получать судебный акт по каждой такой сумме, а можно просто всё списать на основании закона. Для налогоплательщиков это, конечно, тоже снимает необходимость идти в суд для защиты своих интересов, в случае если бы налоговый орган обратился с таким иском. Ну и конечно снизится нагрузка на суды, в которые не будут поступать заведомо отказные заявления.

Статья 12 закона устанавливает, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням. То же самое установлено по налогам для ИП. Опять же возникает вопрос, о какой задолженности идет речь? Согласно положениям налогового кодекса транспортный налог, налог на имущество, земельный налог уплачивается до 1 декабря следующего за оплачиваемым года. Для ИП работающих по УСН – до 30 апреля следующего за оплачиваемым года. То есть речь идет о задолженности за 2013 год и более ранней. Срок принудительного взыскания всех этих долгов однозначно истек. Иски о взыскании подобных долгов не имели судебной перспективы.

Какой можно сделать вывод? Пенсионеры получают льготу в отношении земельных участков до 6 соток, притом с 2017 года. Это, несомненно, хорошая прибавка к пенсии.

Лица, получающие доходы от операций с ценными бумагами, и у которых по каким-то причинам не удержали налог до 1 декабря 2017 года, так же выиграют.

Что касается остальных мероприятий, то это скорее подарок государственным служащим, чем налогоплательщикам. Называть налоговой амнистией списание безнадёжных долгов, на наш взгляд, некорректно.

Не знаете к кому обратиться?
Оставьте номер - юрист перезвонит
Отправить
Отлично!
Мы уже получили вашу заявку и в скором времени мы с вами свяжемся.
Закрыть